The website "rebenokh1.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Трансцендентальная педагогика

Трансцендентальная педагогика
Home Up Трансцендентальная педагогика Поиск Отзывы о методике Тюленева

Результаты настоящего разв

Статистика
достижений
Вопросы и ответы

Консультации по системе

Регистрация

Занятия для родителей...

Новости сайта
МЕТОДИКИ
Обучение с зачатия
Обучение беременных
Обучение младенцев
Обучение с пеленок
Обучение чтению
Обучение языкам
Обучение математике
Обучение музыке
Книги по системе МИРР
Пособия, комплекты МИРР
Здоровье и закаливание
Классы раннего развития
Проекты
Виды сервиса
Организации для творчества
Новое образование
Развитие и перспективы
Конкурс по развитию России
Пожелания
Ликбез и Пособия
РК МИР-3
Welcome
Карта сайта
ФОРУМ
ЧАТ

О трансцендентальной педагогике Ю.П. Азарова

Юрий Азаров. Художественное образование: новейшие технологии (2000 г.)
  
   Источник: Азаров Юрий Петрович. Художественное образование: новейшие технологии // "Высшее образование в России", номер 1, 2000.
   Сайт писателя Юрия Азарова http://www.azarov.su
   Подготовка текста: Александр Корчагин
   Текст представлен для публикации в Библиотеке Максима Мошкова (www.lib.ru) на основании разрешения автора - Юрия Азарова.
  
   Примечание.
   Другие статьи Юрия Азарова можно прочитать на сайте Европейского Университета Права Justo (www.ejusto.ru), в котором в течение 15 лет профессор Юрий Азаров совместно с единомышленниками проводит исследования и семинары по проблемам развития духовно-творческих способностей средствами синтеза искусств, наук и культур.
  
Художественное образование: 
новейшие технологии
   Основным препятствием в совершенствовании художественного образования являются укоренившиеся вербально-схоластические тенденции, когда учащиеся и педагоги не включены в творческие процессы художественного сочинительства, когда игнорируются новейшие психолого-педагогические технологии, основанные на трансцендентальном синтезе - методике ускоренного развития дарований, талантов и высших способностей взрослых и детей.
   Понимая эти серьезные недостатки, сотрудники Московского университета культуры и искусства совместно с работниками НИИ высшего образования РФ, Московского городского педагогического университета, Европейского Университета Права разработали рекомендации по основным направлениям художественного образования. Они объединены в единую систему средств и методов, названную трансцендентальным синтезом или трансцендентальной педагогикой (см. Азаров Ю. Проникая в тайники души // Высшее образование в России. - 1999. - номер 4).
   Трансцендентальная педагогика основывается на синтезе наук, культур и искусств, соединенном с психотерапевтическими духовными практиками (арт-, музыко-, драма-, танц-, библио-, сказко-терапия, воспитание творчеством, искусство развития интуиции, подсознательных сил), и ориентирована на то, чтобы в каждом человеке независимо от возраста и уровня подготовки пробудить художественный талант, развить художественные способности. Подчеркну: задачи трансцендентальной педагогики не совпадают с проблемой развития одаренных детей. Мы утверждаем: каждый талантлив, лишь мера талантливости разная.
   Трансцендентальная педагогика не требует больших финансовых затрат. Правда, здесь есть и свои сложности. Интуитивно-творческие явления, проблема соотношения сознания и подсознания, игры и переживания, рациональных и иррациональных сил будто не поддаются вербальному описанию. Поистине, как заметил художник: "Хочешь понять искусство - отрежь язык".
   Современные технологии (аудио, видеосредства, кино, компьютер в единстве с новыми художественными жанрами - шоу, драма, интроспекция, представления, музыкально-живописно-хореографические решения, сочетание вымысла и документалистики, метафорического мышления и жестких фактов) позволяют фиксировать ту "неуловимость" и тот таинственный пафос вдохновения, без которого нет и не может быть подлинно художественного образования.
   В настоящее время силами нашего университета создается уникальный философско-педагогический роман в 30 печатных листов - на детективной основе, где действующими лицами являются, например, директор и завуч УВК 1804 Курбатов А.В. и Курбатова Л.А., педагоги Университета культуры и искусств, педагоги и студенты Европейского Университета Права, видные деятели Министерства внутренних дел. Группа преподавателей Университета культуры и искусства - В.А. Триадский, В.И. Закутский, Ю.В. Китов, Т.Г. Киселева, В.М. Назимов, О.А. Блох, В.Г. Кузнецов, Э.И. Грасев, М.И. Мурашко и многие другие - пишет сценарий и музыку, разрабатывает систему оригинальных шоу и представлений, раскрывающих сущность, методы и средства трансцендентальной педагогики.
   На базе Московского городского педагогического университета разрабатывается система тренинговых занятий по проблемам трансцендентальной педагогики, позволяющая педагогам самых различных воспитательных учреждений в сжатые сроки (два-три занятия) добиваться хороших результатов в выявлении и развитии способностей, талантов, дарований взрослых и детей. Эта система может быть обнародована с приложением видеокассеты, где зафиксированы эти занятия. На базе названных выше образовательных учреждений предполагается создать циклы видеопособий с такими блоками транссинтеза: живопись - педагогика - музыка, психология - хореография - оратория - буффонада - документалистика - драма.
   Подчеркнем, только художественно образованные педагоги, где бы они ни трудились (в вузе, детском саду, школе) способны успешно решать наши проблемы. Именно поэтому в нашей педагогической системе, одобренной межуниверситетским симпозиумом от 8 февраля 1999 года, а также всероссийским совещанием вузовских работников, проведенным НИИ высшего образования совместно с Министерством образования (21-22 июня 1999 года), на первом месте стоит художественное образование педагогов всех категорий и рангов.
   Раскроем технологию развития художественного образования, которая отражает целостность духовно-творческого проявления личности, когда напряжение душевных сил, вдохновение достигают апогея, когда обнаруживаются высокие порывы души и глубинные творческие возможности человека, чей талант вдруг блеснет и перед собственным взором, и перед взором окружающих. За последние 10 лет МГУКИ провел совместно с Министерством образования, с регионами десятки экспериментов по ускоренному развитию дарований в художественном творчестве.
   Результаты экспериментальной работы экспонировались в Кремле, в Фонде культуры РФ, в Российско-Американском центре, в Королевском замке в Варшаве, в семнадцати городах США и даже в Капитолии штата Висконсин, в Центральном Доме художника на Крымском Валу, во многих воспитательных учреждениях страны. Отдельные стороны экспериментальной работы были обобщены в фундаментальных трудах "Педагогика Любви и Свободы", "100 тайн детского развития", "Трансцендентальный синтез в образовании", рекомендованных Министерством образования РФ для всех образовательных учреждений страны.
   Чтобы легче представить смысл трансцендентальной технологии, укажем одно из многочисленных занятий, проведенных в школе-лаборатории Московского государственного университета культуры и искусств - УВК г. Москвы 1804 (В.И. Закутский и Ю.П. Азаров).
   "Учительская газета" от 13 апреля 1999 года на одной из своих полос так описала это занятие: "В светлый весенний каникулярный день в зале УВК 1804 на столах было поставлено, если можно так выразиться, пятьдесят приборов: сверкающие белизной холсты в рамах, масляные краски, кисти, разбавители, карандаши, палитры. Пятидесяти педагогам, методистам, вузовским работникам, директорам школ, никогда не бравшим в руки кисть и не осваивавшим, скажем, психотерапевтические методики и трансцендентальную педагогику, предстояло за пять часов написать два пейзажа масляными красками, организовать выставку с настоящим жюри, состоящим из пяти художников-профессионалов, психологов и педагогов, а затем каждому по мотивам своих живописных произведений сочинить музыку и исполнить ее на фортепиано.
   Возраст участников эксперимента - от 25 до 75 лет, среди них - учителя начальных классов, словесники, физики, химики, электронщики, математики. Им сказали:
   - То, что каждый из вас напишет оригинальный живописный сюжет и сочинит музыку, - в этом нет сомнений и это не главное. А главное - это рождение вашего нового творческого "Я", это вспышка вашего таланта, неуемной энергии творить, создавать свои образцы художественности. Перед стартом - психотерапевтическая "подзарядка", самомассаж, дыхательная гимнастика, упражнения: "Доверься руке", "Отключая сознание, даем простор интуиции", "Выключаем контроль разума". Далее "Учительская газета" отмечала: "Каким же чудом мог возникнуть у учительницы начальной школы Маргариты Викторовны Макаровой чудный замысел абстрактной картины под названием "Маска", или у биолога Татьяны Васильевны Толкачевой "Зеленые капли", или у директора школы Людмилы Анатольевны Курбатовой "Анданте". Она и музыку свою так назвала. Видели бы эти педагоги себя со стороны: глаза блестят, движения быстрые, щеки горят. Актовый зал перенасыщен едкими запахами скипидара, разбавителей, лаков (предлагалась разная техника!), но никто не пожелал выйти на перерыв, чтобы проветрить помещение. Занятие закончилось вернисажем и маленькой конференцией с обсуждением картин.
   А когда закончилась эта художественно-образовательная феерия, Людмила Анатольевна Курбатова, директор УВК, спросила: "А можно, я по этой методике проведу занятие с воспитателями детского садика?"
   И провела, и эффект получился тот же, хотя Людмила Анатольевна до этого никогда не брала кистей в руки. И уже на вернисаже она подчеркивала: "Продукт" деятельности - не самоцель, главное - рождение нового художественного самосознания, новой способности вести самые различные творческие занятия с учащимися на трансцендентальной основе".
   О чем говорит этот эпизод? О том, что любой педагог в сжатые сроки способен не только освоить методы трансцендентальной педагогики, но и обучать других педагогов. Аналогичные эпизоды были и в практике других педагогических учреждений, где педагогами мгновенно схватывалась идея трансцендентального опыта.
   Эта легкость приводила к тому, что в некоторых семьях нашего университета стала развиваться, если можно так сказать, семейная трансцендентность: в творчество вовлеклись дедушки и бабушки, папы и мамы, братья и сестры.
   Мы могли бы привести пример, когда двухлетний малыш создал до двадцати пейзажей маслом, или рассказать о семье, которая так увлеклась живописью, что все стены своего дома украшала шедеврами членов семьи... Идея наших экспериментов с родителями крайне проста: чтобы приобщать своих детей к художественному образованию, надо самим погрузиться в мир искусства, самим заниматься художественным "сочинительством".
   Выдвигаемая нами педагогика художественного образования коренным образом отличается от западноевропейских технологических систем инновационного плана - прежде всего с тем, что наши творческие поиски связаны с синтезом наук, культур и искусств, осуществляются в сочинительстве, в предметной творческой художественной деятельности, в основе которой лежат общечеловеческие ценности - Любовь и Свобода.
   А привнесение в педагогику новых жанровых средств - романа, поэзии, музыки, драмы, живописи, философии, психологии, психотерапии - помогает создавать желаемые образцы педагогического искусства, доступные для освоения как учащимися высшей и средней школ, так и педагогам всех направлений и специализаций.
  
   Азаров Ю.П. Художественное образование: новейшие технологии// "Высшее образование в России", номер 1, 2000.

 

Home Up
Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:
vivgor@mail.ru    - это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999, 2009, 2012.
АОСЭР, Программа: "Каждой семье - одарённых и талантливых детей", г. Москва, 8-(495)-634-01-06

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Rambler's Top100