The website "rebenokh1.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Психопатология гениальности. П.В. Тюленев: Проблемы социальной дезадаптации гениев не существует

Психопатология
Home Up

Результаты настоящего разв

Статистика
достижений
Вопросы и ответы

Консультации по системе

Регистрация

Занятия для родителей...

Новости сайта
МЕТОДИКИ
Обучение с зачатия
Обучение беременных
Обучение младенцев
Обучение с пеленок
Обучение чтению
Обучение языкам
Обучение математике
Обучение музыке
Книги по системе МИРР
Пособия, комплекты МИРР
Здоровье и закаливание
Классы раннего развития
Проекты
Виды сервиса
Организации для творчества
Новое образование
Развитие и перспективы
Конкурс по развитию России
Пожелания
Ликбез и Пособия
РК МИР-3
Welcome
Карта сайта
ФОРУМ
ЧАТ

П.В. Тюленев: "Проблемы психологической и социальной дезадаптации гениев и вундеркиндов не существует"

Психопатология гениальности и одаренности 

      На самом деле этот, прилагаемый ниже материал совершенно не нужен родителям, так как относится к случаям отклонений, к патологии, составляющим первые единицы процентов. Жизнь опровергает попытки специалистов распространить аномалии на всех нормальных людей. С другой стороны, известно, что "гений - это тот, кто указывает путь другим", то есть, получается, что вовсе не гений должен "социально адаптироваться", а общество, или социальные группы должны следовать за ним - им же будет лучше.
      Вниманию специалистов предлагается информация о материале - архиве, который восполняет пробел в литературе по психическим отклонениям гениальных и одаренных людей. Вот что по данному вопросу говорит автор методики "Читать, считать ... - раньше, чем ходить", П.В. Тюленев: "Проблемы психологической и социальной дезадаптации гениев, вундеркиндов и особо развитых детей не существует - это доказано объективной статистикой и существованием сбалансированных и гармоничных систем воспитания. В полной мере эта проблема решалась в реализации методики "Читать, считать ... - раньше, чем ходить", в ходе создания  "системы МИР". Несмотря на то, что вся эта проблема надумана, для специалистов по психиатрии она представляет интерес: как раз для того, чтобы, все таки, хотя бы иногда отличать психически больных от гениев. К сожалению, именно в психиатрических лечебницах, стремящихся расширить понятие "наш клиент" и создаются настоящие проблемы для многих талантов и гениев. Так же, как любой нормальный человек с ужасом находит в описаниях психических болезней некоторое сходство со своими состояниями в различных ситуациях, так и врач - психиатр, с радостью видит в поведении гениев, да и всех, без исключения людей, элементы поведения пациентов, страдающих знакомыми ему заболеваниями. Ключом к служит то, что программа интеллектуального развития - это и есть программа всестороннего освоения методов и навыков социальной адаптации. Для родителей лучше всего принимать определение интеллекта "как способности к социальной адаптации". 
      Обширный архив демонстрирует, что, как всегда, привлекает особенное внимание и анализу подвергается только все плохое, мрачное и болезненное, "чернуха", одним словом - современная "желтая пресса" давно сделала это своей первейшей заповедью. Поэтому следует иметь в виду, что хорошее и положительное исследователей практически не интересует. Этот архив был подготовлен еще в начале прошлого, 20-го века, тогда как  в последующие годы, в социалистическом обществе в СССР, "всякие копания в мозгу гениальных и выдающихся людей" были приостановлены как буржуазные и спекулятивные, часто предвзятые и тому подобное. 
      Вместе с тем, это было сделано поделом, так как принимать патопсихологию некоторых гениев как некую закономерность, было бы абсолютно неверно - такие взгляды находятся в полном соответствии с уровнем развития наук о человеке. В то время, естественнонаучный подход, как таковой, тогда только нарождался. Например, массовые исследования, проведенные Тернером в течение многих десятилетий в США позволили установить совсем другие закономерности: одаренные дети по всем показателям социальной адаптации оказываются  неизмеримо выше, чем обычные дети, родители которых не занимались с ними ранним развитием. 
      В качестве примера умозрительного, интуитивного подхода, лежащего в основе евгенических исследований этого архива, можно обратить ваше внимание на примитивность классификации психопатологических признаков, которая основывается на наивной типологии Кречмера и  не учитывает даже такие мощные и продуктивные методы, как например, психоастрологию, теорию множественности видов интеллекта. С тех пор появилось немало и других, более конструктивных типологий и классификаций, основанных на естественнонаучных результатах исследования мозга. 
      В системе МИР полностью учтены практически все возможные причины функционального характера, которые обычно ведут к психической и  социальной дезадаптации особо развитых и одаренных детей.  В этом нетрудно убедиться, обратив внимание хотя бы на перечень интегрированных МИР - программ и  познакомившись с принципами построения интегрированных курсов для развития и образования ребенка.   
     Приводимый ниже материал, предваряющий уникальных архив предназначен исключительно в качестве иллюстрации спекулятивного и деструктивного подхода к исследованию психических отклонений гениальных людей, господствовавшего в предыдущие сто лет под влиянием талантливых, но тенденциозных работ Гальтона и других авторов. Все это - своеобразная "желтая литература" эпохи примитивной психологии, здравые мысли в которой приходится отыскивать с немалым трудом даже специалистам. 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Либеральная экономическая реформа в СССР двадцатых годов (НЭП) закономерно вызвала и относительную духовную либерализацию. Именно на эти годы приходится расцвет советского театра (Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд...), кино (Пудовкин, Эйзенштейн, Довженко...), литературы (Булгаков, Платонов, Замятин, Пильняк...), изобразительного искусства ( Шагал, Малевич, Филонов...). Такой же расцвет можно отметить и в области наук, изучающих духовную жизнь “нового” человека. В.М.Бехтерев и его ученики, В.Н.Мясищев и Н.М.Щелованов, создали лабораторию индивидуальной и генетической рефлексологии, П.Б.Ганнушкин заложил основы учения о конституциональных психопатиях, физиолог А.А.Ухтомский в 1923 г. ввел понятие “доминанта”. Пришедшая сейчас к нам с Запада система психотерапии НЛП (нейро-лингвистическое програмирование) использует открытия И.П.Павлова и его школы, в то время как у нас в стране его деятельность до сих пор не оценена по достоинству. Психологи Л.С.Выготский и А.Р.Лурия были разработчиками теории аффективных реакций, положеннной в основу знаменитого американского “детектора лжи” ( вот уж поистине верна поговорка “нет пророков в своем отечестве”). В 1922 г. в Москве образуется Русское психоаналитическое общество и Психоаналитический институт, соответственно президентом и директором которых стал И.Д.Ермаков. В основанной им серии “Психологической и психоаналитической библиотеки” были изданы основные работы З.Фрейда.

Неудивительно, что в это время (с 1925 по 1930 гг.) выходит и “Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии)”, посвященный вопросам патологии гениально одаренной личности, а также вопросам одаренного творчества, под редакцией заведующего психотехнической лабораторией, преподавателя Уральского политехнического института, доктора медицины Г.В.Сегалина, современное издание первого выпуска которого вы и держите сейчас в руках. Так как это издание давно стало библиографической редкостью, мы намерены последовательно переиздать известные нам пять томов (20 выпусков, по 4 выпуска в год).

Пользуясь случаем, призываем заинтересовавшихся лиц принять участие в продолжении этого проекта. Мы будем также рады получить дополнительную информацию от всех, кому что-либо известно о судьбе самого Г.В.Сегалина и других авторов, чьи работы печатались на страницах “Архива”. Мы не знаем, почему “Архив” прекратил свое существование: можно лишь предполагать, что этому способствовала сложившаяся к концу двадцатых годов политическая система. Симптоматично, что в 1930 г. прекратило свое существование и Русское Психоаналитическое общество.

Полученную от читателей справочную информацию, критические статьи, оригинальные работы мы намерены размещать в приложении к выпускам “Архива”. Таким образом “Архив” может преобразоваться в “Новый архив”.

Возобновление “Архива” не означает, что мы полностью согласны с теоретическими воззрениями “отца-основателя” этого издания. О том, нужен ли такой раздел науки, как “эвропатология”, пусть спорят теоретики науки: к критике же теоретических воззрений авторов мы (с высоты развития науки XXI в.) будем возвращаться в предисловиях к каждому выпуску.2

Г.В.Сегалин хотел создать печатный орган, в котором ученые, занимающиеся проблемами психологии и психопатологии творчества и творческой личности, могли бы помещать свои работы, дискутировать по спорным вопросам, но и спустя 70 лет можно констатировать, что такого специального печатного органа нет. Нужно ли такое издание, какую форму оно примет, будет ли оно жизнеспособным или умрет, как и “Архив”, покажет время. Надеемся, что оно будет востребовано психиатрами, психологами, философами, социологами, историками, искуствоведами и всеми, интересующимися этой проблематикой.

Переиздание “Архива” актуально и с исторической точки зрения - как документа эпохи. Переделка и выведение “нового человека” в те годы казалась делом ближайших лет, и редактор верил, что “... государству и обществу необходимо изучить генетику и биологию творческой личности, чтобы знать, в каких недрах человеческого материала можно ждать или искать эту ”курскую аномалию" человеческой продукции, и в каких социальных слоях нужно ждать эту феноменальную силу, называемую “одаренностью". Нечего и говорить, что гибель такой громадной энергии была бы гибелью для человеческой культуры...” (Г.В.Сегалин. О задачах эврапатологии как отдельной отрасли психопаталогии. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии). Т.I, вып.1, 1925, с.11). И такая вера в те годы была присуща не только малоизвестному Г.В.Сегалину. Даже такие всемирно известные психиатры, как В.М.Бехтерев и П.Б.Ганнушкин, испытывали подобный оптимизм, думали о переделке человека и об участии психиатров в разработке вопросов социального планирования и развития. Бурно развилались в те годы педология и психотехника. Педолог Арон Залкинд провозглашал “строительство нового массового человека”.

Естественно, “Архив” возник не на пустом месте. Зачинателем этого направления в Европе традиционно считается Чезаре Ломброзо. Всем известно его сочинение "Гениальность и помешательство", вышедшее во второй половине XIX в. Законным его продолжателем в России можно назвать профессора Юрьевского ( Дерптского, а ныне Тартусского) университета В.Ф.Чижа. Вот только краткий перечень работ последнего в этой области:

Болезнь Гоголя // Вопросы философии и психологии. Кн. 67-70. - М, 1903.

Достоевский как криминолог. - СПб, 1901.

Достоевский как психопатолог. - М, 1885.

Император Павел I. // Вопросы философии и психологии”. Кн. 88 - 90. - М, 1907.

Криминальная антропология. - Одесса, 1895.

Медицинское изучение преступника. - Спб, 1894.

Немцы, евреи и поляки в произведениях Достоевского, Тургенева и Толстого. // Наблюдатель. Кн. 9-10. 1896.

Психология злодея (Граф Алексей Андреевич Аракчеев). // Вопросы философии и психологии. Кн. 82 - 83. 1906.

Психология фанатизма (Фотий Спасский). // Вопросы философии и психологии. Кн. 76, 77. - М, 1905.

Тургенев как психопатолог. // Вопросы философии и психологии. Кн. 49-50. - М, 1899.

К такого рода работам принадлежит и исследование Я.Чистович "Душевная болезнь царя Ивана Васильевича IV, Грозного", помещенная в качестве приложения к книге "История первых медицинских школ в России" (СПб, 1883).

На страницах журнала “Вопросы философии и психологии” в 1902-1903 гг. развернулась даже дискуссия между двумя психиатрами - В.Чижом и Я. Капланом - по поводу статьи последнего “Плюшкин - психологический разбор его” (“Вопросы философии и психологии”, кн.63, 1902). Каждый из авторов отстаивал свой методологический подход. Если Я.Каплан утверждал, что Плюшкин - тип нормальной старости, то В.Чиж настаивал на том, что это - тип патологический, тип старческого слабоумия, а в качестве образца нормальной старости приводил героев “Старосветских помещиков”,Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну. В ответной статье (кн. 67,1903) Я.Каплан доказывал, что у старосветских помещиков мы как раз и наблюдаем старческое слабоумие. На страницах этого же журнала в 1905 г. (кн. 76-78) была опубликованы работы Г.Трошина “Гений и здоровье Н.В.Гоголя”. Вопреки мнению В.Чижа и Н.Баженова, автор не считал Гоголя душевнобольным.

На рубеже XIX и XX веков профессор психиатрии Варшавского университета П.И.Ковалевский опубликовал целую серию очерков о психическом статусе таких исторических личностей, как Навуходоносор, Саул, Магомет, Жанна Д`Арк, Наполеон, король баварский Людвиг II, Иоанн Грозный, Петр Великий, Петр III, Павел I, А.Суворов. Эти разрозненные сочинения давно стали библиографической редкостью, но современный читатель может познакомиться с ними, благодаря издательству "Терра", которое в 1995 г. выпустило двухтомник П.И.Ковалевского "Психиатрические эскизы из истории", включивший в себя все эти очерки.

В это же время в области исследования художественного творчества и личности художника работал другой известный русский психиатр, приват-доцент московского университета Н.Н.Баженов. Из под его пера вышли следующие произведения:

Больные писатели и патологическое творчество. // Помощь евреям, пострадавшим от неурожая, 1901 (Эта же работа помещена в сборнике “Психиатрические беседы на литературные и общественные темы”. - М, 1903).

Болезнь и смерть Гоголя. // Русская мысль, кн.1. 1902.

То же. // Психиатрические беседы на литературные и общественные темы. - М., 1903.

Душевная драма Гаршина ( речь, произнесенная в заседании Общества любителей российской словесности, посвященном памяти В.М.Гаршина, 24 ноября 1902 г.) //Психиатрические беседы на литературные и общественные темы. - М, 1903.

Символисты и декаденты. //Психиатрические беседы на литературные и общественные темы. - М, 1903.

Одновременно с Баженовым в Харькове такими же исследованиями занимался пофессор университета Д.Н.Овсянико-Куликовский. Ему принадлежат следующие работы:

Вопросы психологии творчества. Пушкин, Гейне, Гете, Чехов. - Спб., 1902.

Гоголь. - М-Пг., 1923 .

Тургенев и Толстой. // “Северный Вестник”, май, октябрь, 1894; январь-май, 1895.

Этюды о творчестве И.С.Тургенева. - Харьков, 1896.

Л.Н.Толстой как художник. - Спб., 1897.

Накануне первой мировой войны и революции в области психологии творчества работал А.М.Евлахов. Его работы собраны в трехтомник “Введение в философию художественного творчества”. - Варшава, т.1, 1910; т.2, 1912; т.3, Ростов-на-Дону, 1917. Из других его работ можно отметить “Тайну гения Гоголя” (Варшава, 1910) и вышедшую в 1930 г. с предисловием А.В.Луначарского книгу "Конституциональные особенности психики Л.Н.Толстого", репринтное издание которой в 1995 г. осуществило московское издательство “Сварог”.

Эта традиция была продолжена и в первые десятилетия после революции.

В рамках “Психологической и психоаналитической библиотеки” под редакцией И.Д.Ермакова планировалось издать 32 выпуска монографий и сборников. Реально удалось издать только 15, в том числе в серии по художественному творчеству две книги самого Ермакова (выпуски 14 и 16):

Вып.1. З.Фрейд. Лекции по введению в психоанализ. Т.1. - М., 1922.

Вып.2. З.Фрейд. Лекции по введению в психоанализ. Т.2. - М., 1922.

Вып.3. З.Фрейд. Основные психологические теории в психоанализе. - М. - Пг., 1923.

Вып.4. З.Фрейд. Методика и техника психоанализа.. - М. - Пг., 1923.

Вып.5. З.Фрейд и др. Психоанализ и учение о характерах. - М. - Пг., 1923.

Вып.6. З.Фрейд. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии. - М. - Пг., б.г.

Вып.7. К.Юнг. Психологические типы. - М., б.г.

Вып.8. З.Фрейд. Очерки по психологии сексуальности. - М. - Пг., б.г.

Вып.11. Психоанализ детского возраста. - СПб. - М., б.г.

Вып.13. М.Клейн. Развитие одного ребенка. -М., 1926.

Вып.14. И.Д.Ермаков. Этюды по психологии творчества А.С.Пушкина. (Опыт органического понимания "Домика в Коломне”, “Пророка” и “Маленьких трагедий"). Серия по художественному творчеству. - М. -Пг., 1923.

Вып.16. И.Д.Ермаков. Очерки по анализу творчества Н.В.Гоголя. (Органичность произведений Гоголя). Серия по художественному творчеству. - М. - Пг, 1924.

Вып. 18. Г.Грин. Психоанализ в школе. -М., 1924. 157 с. (Библиогр. : с. 154-157).

Вып. 20. Э.Джонс. Терапия неврозов. (Патоневрозы и их лечение). - М., 1924.

Вып. 23. З.Фрейд. Психоанализ детских неврозов. - М. - Л., 1925.

Уже в наши дни дочь И.Д.Ермакова М.И.Давыдова нашла в архиве отца полный план выпуска библиотеки1. Из заявленных им выпусков после закрытия института остались неизданными следующие:

Вып.9. З.Фрейд. Толкование сновидений.

Вып.10. З.Фрейд. Психоанализ слова и символика.

Вып. 12. И.Д.Ермаков. Гипнотизм.

Вып.15.И.Д.Ермаков. Органичность и выразительность в картине (на основе доклада, зачитанного на съезде психоневрологов в 1923 г.)

Вып.17. З.Фрейд. Воспоминания детства Леонардо да Винчи..

Вып. 19. Х.Хут. Психическая жизнь ребенка.

Вып. 21. Рейк2 . Проблема религии.

Вып. 22. З.Фрейд. Градива.

Вып.24. З.Фрейд. Остроумие и его отношение к бессознательному.

Вып. 25. Мак-Дугл. Психология как учение о поведении.

Вып. 26. З.Фрейд. Психология масс и анализ личности.

Вып. 27. Е.Блейлер. Естественная история развития психики.

Вып. 28. И.Д.Ермаков. Анализ “Мертвых душ” Гоголя. (Рукопись сохранилась).

Вып. 29. Х.Инженирос. Принципы биологической психологии.

Вып. 30. Сборник работ Детского дома “Международная солидарность” - лаборатории Государственного психоаналитического института.

Вып. 31. В.Лай. Бессознательное в душе ребенка. (Психоанализ и воспитание).

Вып. 32. Уайт. Основы психиатрии.

К теме душевного состояния писателя и его влияния на творчество обращались в послереволюционные годы и другие психиатры. Можно упомянуть работу А.Кашиной-Евреиновой "Подполье гения" (сексуальные источники творчества Достоевского), - Петроград, 1923; Т.К.Розенталь. “Страдание и творчество Достоевского” // Вопросы изучения и воспитания личности. Вып.1. - Петроград, 1920.

Чтобы читатель имел представление о том, что ждет его в следующих выпусках, приведем список авторов и названия статей, опубликованных за 5 лет существования “Архива”(в алфавитном порядке):

Б.Я.Вольфсон. О нервно-психической болезни Тургенева (перед смертью).// Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.III, вып.3, 1927.

Б.Я.Вольфсон. "Пантеон мозга" Бехтерева и "Институт гениального творчества Сегалина" (историческая справка) //Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.1, 1928.

И.Б.Галант. Генеалогия Максима Горького //Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I вып.4, 1925.

И.Б.Галант. Делирий Максима Горького ( о душевной болезни, которой страдал М.Горький в 1889-1890 гг.). //Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып.2, 1925.

И.Б.Галант. К психопаталогии сновидной жизни Максима Горького. //Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып.3 , 1925.

И.Б.Галант. К суицидомании Максима Горького. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.II, вып.3, 1926.

И.Б.Галант. О душевной болезни С.Есенина. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.II, вып.2, 1926,

И.Б.Галант. О суицидомании Максима Горького. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып.3, 1925.

И.Б.Галант. Пориомания (мания бродяжничества) М.Горького. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I вып.4, 1925.

И.Б.Галант. Pseudologia phantastica у Максима Горького. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.II, вып.3, 1926.

И.Б.Галант. Психозы в творчестве Максима Горького. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.2, 1928, с.5-112.

И.Б.Галант. Психопатологический образ Леонида Андреева. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.III, вып.2, 1927.

И.Б.Галант. Эвропатология и эндокринология. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.II, вып.3, 1926.

И.Б.Галант. Эвро-эндокринология. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.II, вып.4, 1926.

И.Б.Галант. Эндокринология великих русских писателей: Лермонтов, Пушкин, Гоголь. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.III, вып.1, 1926.

И.Б.Галант. Эвро-эндокринология великих русских писателей: Достоевский, Некрасов, Леонид Андреев, Крылов. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.III, вып.3, 1927.

Б.К.Гиндце. К вопросу о соматическом исследовании лиц выдающихся психических способностей. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып.4, 1925.

В.С.Гриневич. Искусство современной эпохи в свете психопатологии. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.1, 1928.

М.П.Кутанин. Бред и творчество. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.V, вып.1, 1929.

М.В.Кутанин. Гений, слава и безумие. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.V, вып.1, 1929.

В.Ланге (W.Lange). Проблема "гениальности и помешательства". // Клинический архив гениальности и одаренности(эвропатологии), т.IV, вып.4, 1928.

Я.В.Минц. Александр Блок. Патографический очерк. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.3, 1928.

Я.В.Минц. К патографии А.С.Пушкина. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып.2, 1925.

Я.В.Минц. Иисус Христос как тип душевнобольного // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.III, вып.3, 1927.

Г.И.Плессо. Депрессия Тургенева в свете психоанализа. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.3, 1928.

Г.И.Плессо. К вопросу о патогенезе личности Тургенева. Мать Тургенева. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.4, 1928.

В.Райзе (W.Riese). Болезнь Винцента Ван-Гога // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.III, вып.2, 1927.

В.Райзе (W.Riese). Значение болезненного фактора в творчестве Ван-Гога. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.V, вып.1, 1929.

В.И.Руднев. “Записки сумасшедшего" Льва Толстого. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.V, вып.1, 1929.

В.И.Руднев. Психологический анализ "Призраков" Тургенева. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.3, 1928.

В.И.Руднев. Тургенев и Чехов в изображении галлюцинаций. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.III, вып.3, 1927.

Г.В.Сегалин. Август Форель как эвропатолог. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.3, 1928.

Г.В.Сегалин. "Записки сумасшедшего" Льва Толстого как патографический документ. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.V, вып.1, 1929.

Г.В.Сегалин. Изобретатели как творческие невротики (эвроневротики). // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.V, вып.2, 1929.

Г.В.Сегалин. К патогенезу ленинградских ученых и деятелей искусств. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.3, 1928.

Г.В.Сегалин. К патографии Льва Толстого. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.1, вып.1, 1925.

Г.В.Сегалин. К патологии детского возраста великих и знаменитых людей. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.II, вып.2, 1926.

Г.В.Сегалин. Кривая одаренности по Гальтону и эвропатология. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.3, 1928.

Г.В.Сегалин. Механизм выявления эвроактивности у гениально одаренных людей. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып.2, 1925.

Г.В.Сегалин. Музыкальная одаренность и базедовизм. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.II, вып.4, 1926.

Г.В.Сегалин. Общая симптоматология эвроактивных (творческих) приступов. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.II, вып.1, 1926.

Г.В.Сегалин. О гипостатической реакции гениальной одаренности. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып.1, 1925.

Г.В.Сегалин. О задачах эврапатологии как отдельной отрасли психопаталогии. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии) т.I, вып.1, 1925.

Г.В.Сегалин. Патогенез и биогенез великих людей. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып.1, 1925.

Г.В.Сегалин. Психическая структура эврореактивных типов. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып.2, 1925.

Г.В.Сегалин. Психо-эвротическая пропорция гениальной одаренности. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып.4, 1925.

Г.В.Сегалин. Сдвиги психо-эвротической пропорции гениальной одаренности. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып. 4, 1925.

Г.В.Сегалин. Симптоматология творческих приступов у гениальных эпилептиков. //Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.III, вып.2, 1927.

Г.В.Сегалин. Частная эвропатология аффект-эпилептического типа гениальности. Психическая структура аффект-эпилептического типа гениальности. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.III, вып.1, 1926.

Г.В.Сегалин. Шизофреническая психика Гоголя. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.II, вып.4, 1926.

Г.В.Сегалин. Эвропатология гениальных эпилептиков. Форма и характер эпилепсии у великих людей. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.II, вып.3, 1926.

Г.В.Сегалин. Эвропатология личности и творчества Льва Толстого. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.V, вып.3-4, 1929.

Г.В.Сегалин. Эвропатология музыкально одаренного человека. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.III, вып.4, 1927.

Г.В.Сегалин. Эвропатология научного творчества Роберта Майера и открытие им законов сохранения энергии // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.1, 1928.

К.А.Скворцов. Симптом "иллюзия уже виденного" в творческих процессах. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып.1, 1925.

М.Соловьева. Лермонтов с точки зрения учения Кречмера. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.II, вып. 3, 1926.

А. Форель ( A.Forel) Эвропатология и евгеника. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.1, 1928.

М.Л.Храповицкая. Материалы к патогенезу личности Глеба Успенского. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.4, 1928.

М.И.Цубина. М.Врубель с психопатологической точки зрения. //Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып.2, 1925.

М.И.Цубина. Шизофрения и одаренность. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.V, вып.1, 1929.

Н.А Юрман. Болезнь Достоевского // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.IV, вып.1, 1928.

Н.А Юрман. К патографии Сергея Есенина. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.III, вып.1, 1926.

Н.А Юрман. К патографии Скрябина. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.II, вып.2, 1926.

Н.А Юрман. Скрябин, опыт патографии. // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), т.I, вып.2, 1925.

Итак, за 5 лет на страницах “Архива” опубликованы 23 работы Г.В.Сегалина, 16 - И.Б.Галанта, 4 - Н.А.Юрмана, по 3 - В.И.Руднева и Я.В.Минца, по 2 работы Б.Я.Вольфсона и М.А.Цубиной.

В последовавшие за НЕПом времена индустриализации и коллективизации, а также массовых репрессий и чисток публикации на подобные темы прекратились. С закрытием Психоаналитического института прекратилось издание “Психологической и психоаналитической библиотеки”. Угасла деятельность Психоаналитического общества. Прекратил свое существование и “Архив”. Но в сборнике N1 трудов уральского Института труда и прфзаболеваний за 1933 г. помещены две статьи доцента Г.В.Сегалина: "Опыт практической борьбы с так называемыми "перегревами" в горячих цехах (с. 72-78) и " К вопросу об установлении нозологического единства различных форм заболеваний "перегревами" ( с. 79-83). А в Российской национальной библиотеке мне удалось найти брошюру Г.В.Сегалина под названием “Методика профилактической борьбы с перегревами в горячих цехах"( Свердловск, 1934), правда, книжка осталась до наших дней неразрезанной. Во всех перечисленных работах чувствуется стиль и энергия автора “Архива”. Даже к такой далекой от эвропатологии теме, как профзаболевания в горячих цехах, он сумел подойти творчески, создав свою классификацию болезней и свою теорию, объясняющую патогенез этих заболеваний. Это является косвенным доказательством того, что автор не по доброй воле оставил свое детище - эвропатологию: ее постигла та же участь, что и психоанализ, педологию, генетику и другие “псевдонауки”.

Но на русском языке подобного рода литература все же выходила, правда теперь уже за рубежом - в Праге, Берлине и Париже. В пражском Карловом университете работал эмигрировавший в 1921 г. психиатр Н.Е.Осипов. Он с психоаналитических позиций рассматривает произведения Гоголя и Достоевского. Основные работы Н.Е.Осипова были собраны после его смерти в 1934 г., в двухтомнике “Жизнь и смерть” (т.1, 1935; т.2, 1936) под редакцией Н.О.Лосского при участии психоаналитика С.Н.Досушкова и литературоведа А.Л.Бема. Работа Осипова “Страшное у Гоголя и Достоевского была переиздана в журнале “Мир психологии” ( № 2, 1999).

А.Л.Бему принадлежат несколько работ о Достоевском:

А.Л.Бем. Достоевский. Психоаналитические этюды. - Берлин, 1938.

А.Л.Бем. “Игрок” Достоевского. В свете новых биографических данных. // Современные записки, кн. 24. - Париж, 1925, с. 372 -392.

А.Л.Бем (редактор). О Достоевском. Т. 1. - Прага, 1929.

Лишь в хрущевскую “оттепель” стали появляться публикации А.Е.Личко в журнале “Наука и религия” (об Иване Грозном, Гапоне, Н.В.Гоголе и др.). В 1996 г. эти и другие работы А.Е.Личко были собраны под одной обложкой в книге "История глазами психиатра ( Иван Грозный, Сталин, Гитлер, Гоголь и др.)". - М.,1996.

В традиции советской психиатрии написана глава с “биографическими историями болезни” Сталина, Гитлера, Троцкого, Берия психиатрами В.Я. Гиндикиным и В.А. Гурьевой (В.Я. Гиндикин, В.А. Гурьева, “Личностная патология”. - М., 1999).

Много интересных фактов и наблюдений о психике известных личностей прошлого и современности рассеяно по книгам Михаила Буянова:

М.И.Буянов. Кризис. -М., 1999.

М.И.Буянов. Ленин, Сталин и психиатрия. - М., 1993;

М.И.Буянов. Лики великих, или Знаменитые безумцы. - М., 1994.

М.И. Буянов. О смерти Бехтерева // “Учительская газета”, 15, 17, 19 ноября 1988.

М.И. Буянов. "Тяжелые люди". - М., 1993.

В постсоветское время психиатры и психологи больше внимания обращают не на людей творческих профессий, а на политиков. Книга психоаналитика А. Белкина посвящена исследованию психики Жириновского (А.Белкин, "Эпоха Жириновского". - М., 1994); правда, психоанализа ( в фрейдовском понимании) в ней мало. В 2000 г. появилась книга В. Таланова "Психологический портрет Владимира Путина", которую точнее следовало бы назвать "Соционический портрет Путина ". В книге Н.М.Ракитянского “Семнадцать мгновений демократии” ( М, 2001) даются краткие психологические портреты М.Горбачева, В.Черномырдина, А.Чубайса, Е.Примакова, Ю.Лужкова и других современных российских политиков. Много фактического и библиографического материала о тенденциях развития психиатрии, психологии и психоанализа в начале XX века и после октября 1917 г. содержится в книге А.Эткинда “Эрос невозможного” ( Спб., 1993).

Если вспоминать зарубежную традицию, то следует упомянуть такие имена, как К.Юнг, К.Ясперс, З.Фрейд, Э.Кречмер, Э.Фромм, Э.Эриксон, Д.Ранкур-Лаферриер:

Э.Кречмер. Строение тела и характер. - М. - Л., 1930.

Д.Ранкур-Лаферриер. Психика Сталина: психоаналитическое исследование. - М, 1996.

З.Фрейд, У.Буллит. Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование. – М., 1999.

Э.Фромм. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. -М.,1992.

Э.Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994 г.

Э.Эриксон. Психоанализ Гитлера.// Психология и психоанализ власти (хрестоматия). Т.2, - Самара, 1999, с. 449-480.

К.Г.Юнг. Очерки о современных событиях. Психология нацизма. // В.Одайник. Психология политики. - Спб, 1996, с. 266-361.

К.Г.Юнг. Диагностируя диктаторов. // Психология и психоанализ власти (хрестоматия). Т.2 - Самара, 1999, с. 553-571.

К.Ясперс. Стриндберг и Ван Гог. - СПб, 1999.

По замыслу редакции каждый выпуск “Архива” состоял из двух отделов - отдела общей эвропатологии (теоретического) и патографического, или собственно архива.

В первом отделе этого издания вы найдете программное заявление редакции о целях и задачах “Архива” и теоретическую статью Г.В.Сегалина, во втором (патографическом) - работу того же Сегалина о Льве Толстом. Над портретом Толстого автор работал и далее, и (как читатель может увидеть в перечне) выпуски 3-4 V-го тома полностью посвящены Льву Толстому. Кстати, заметим, что в этих последних выпусках уже нет деления на отделы, а сдвоенный выпуск целиком посвящен анализу психики одного человека.

Нельзя в этом предисловии не остановиться (хотя бы коротко) на теоретических воззрениях Г.В.Сегалина.

С середины XIX в. в психиатрии господствовала идея, что психические болезни есть следствие нервно-психического вырождения, или дегенерация. Эта идея была подхвачена психиатрами после появления в 1853 г. труда Огюста Мореля “Черты психической и умственной дегенерации человеческой расы”. По мнению Мореля, душевная болезнь является одной из последних ступеней вырождения, результатом постепенного ослабления вида в целом ряде поколений. Согласно "закону" прогрессивного вырождения Мореля, первое поколение вырождающихся отличается нервным темпераментом, нравственной несостоятельностью, излише; в третьем поколении появляются психопатические расстройства; наконец, в четвертом поколении - идиотизм, уродства, бездетность и смерть рода.

Работы Мореля приходятся как раз на ту эпоху, когда научная психиатрия, наряду с подлинными душевными расстройствами, начала изучать формы и проявления психических отклонений, рассматривавшихся до тех пор исключительно с этической или (самое большее) с социальной точки зрения. Если физическими признаками дегенерации, по мнению Мебиуса, считались отклонения от физического типа, проявляющиеся такими стигматами (клеймами), как особенности в строении костей черепа и лица, то психическими признаками - самоубийства, преступления, сексуальные нарушения, всякого рода нравственные и интеллектуальные дефекты. Позднее все психические заболевания неясной этиологии (психопатии, неврозы, расстройства влечений) зачисляли в разряд дегенеративных состояний.

Однако учение о вырождении с момента его появления имело как своих сторонников, так и противников. Последователями идей Мореля во Франции были Легран дю-Соль, Дежерин, в Германии - Гризингер, Вестфаль, Щюле и Крафт-Эбинг. Родоначальник нозологического направления в психиатрии Эмиль Крепелин считал, что обсуждение вопроса о нервно-психическом вырождении не должно сходить с повестки дня.

Однако существовала и другая точка зрения. Уже в 1881 г. Менье называет учение о наследственности душевных болезней "мистикой, доходящей до абсурда", а Ригер считал, что слово “вырождение” - декламационная фраза. Ученица А.Фореля Дженни Келер, сравнивая наследственность 370 здоровых и душевнобольных, обнаружила, что в группе здоровых было 59% с наследственной отягощенностью, в то время как у того же числа душевнобольных - 76.8%. Причем оказалось, что такие явления, как пьянство, самоубийство, нервные болезни, старческое слабоумие, встречались у здоровых людей чаще, чем у душевнобольных. Отто Дим исследовал 1193 здоровых и 1850 душевнобольных, причем учитывались только прямые родственники. Выяснилось, что у родственников здоровых психические отклонения встречаются в 70% случаев, в то время как у психически больных - в 78% случаев. На основании этих исследований роль наследственности признавалась незначительной. В 1926 г. в русском переводе вышла книга немецкого психиатра Освальда Бумке, сменившего Э.Крепелина на кафедре психиатрии Мюнхенского университета (“Культура и вырождение”. – М., 1926. 160 с.). Бумке рассматривает вырождение в рамках учения о наследственности, не признает фатального взгляда на вырождение и связывает его с социальной средой. Его книга рассеивает устоявшиеся взгляды и штампы на вырождение и психические болезни.

Резко критикуя теорию вырождения, Сегалин берет на вооружение такое направление в учении о наследственности, как менделизм. В соответствии с учением Менделя он делит все задатки человека на две группы. Одна группа находится в скрытом состоянии, или в состоянии гипостаза; другая же группа задатков проявляется свободно, т.е. находится в состоянии эпистаза. Эти состояния антагонистичны и исключают, подавляют друг друга. Но, если по какой-либо причине эпистатические задатки устраняются, то в организме проявляются гипостатические задатки. Этой устраняющей эпистаз причиной и является (по мнению Сегалина) психотизм или препсихотизм великих и гениальных людей.

Автор переносит эту модель в сферу психического и делит все психические состояния на те, которые находятся в скрытом состоянии (гипостатическую психику, или гипостаз скрытых психических задатков), и на эпистатическую психику - открытую, но тормозящую гипостатическую психику. Последнее положение согласуется с учением З.Фрейда. Эпистаз (“Я”) - это открытая, активная деятельность сознания, а гипостаз (“ОНО”) - бессознательная психика. “Ген” психотизма устраняет цензуру”, в результате чего проявляется творческая активность. О Фрейде с его теорией бессознательного я упомянул не случайно. Мне кажется, что с помощью его теории можно объяснить природу теоретических воззрений автора.

В предлагаемой вашему вниманию работе Сегалина “Патогенез и биогенез великих людей” автор допустил незначительную ошибку, на которую, казалось бы, не стоило обращать внимание. Приводя статистические данные о наследственной отягощенности у здоровых и психически больных, автор ссылается на статью А.С.Серебровского в “Русском евгеническом журнале”( т.I, вып.2, с. 141). (Заметьте, что указана даже страница.) Открыв журнал на указанной странице, я сразу же нашел таблицу с данными. Все правильно, цифры у Сегалина совпадают с цифрами на странице журнала. Одно только не сходится - автор статьи не Серебровский, а В.В.Бунак. Статья последнего под названием “Методы изучения наследственности у человека” состоит из 10 разделов ( почти каждый из которых снабжен списком литературы) и занимает 65 страниц журнального формата. Это - капитальный труд, в котором дается строго научное изложение теории Менделя. Бунак подробно описывает методы изучения наследственности (в частности генеалогический и семейно-аналитический, которыми широко пользуется Сегалин), рассматривает развитие взглядов на природу наследственности от Аристотеля до Дарвина, вводит и объясняет термины, законы наследственности, но самое главное - дает образцы конкретного применения теории на примерах изучения генеалогиии. Автор описывает способы посемейного исследования с использованием генеалогических таблиц, таблиц предков и таблицы потомков, причем советует последователям не делать поспешных и скоропалительных выводов, проводить исследования на массовом материале.

Мне кажется, что маленькая ошибка Сегалина дает нам ключ к пониманию истоков его “теории”. Теория эта - менделизм, но механически перенесенный в сферу изучения психической деятельности. Бесспорно, статья В.В.Бунака дала толчок исследованиям Сегалина, помогла теоретически оформить собственную теорию - эвропатологию. После этого В.В.Бунак стал не нужен, и Сегалин вытеснил его имя в “бессознательное”, “забыл” о нем, но в сознание это все-таки прорвалось в форме ссылки на номер страницы.

А психиатрия XX в. переходила к переосмыслению самих понятий “психическая норма” и “психическая болезнь”. Передовые психиатры (Блейлер, Ясперс, Кречмер, Ганнушкин и др.) утверждали, что между этими состояниями - не строго очерченная граница, а пограничная полоса с извилистыми, размытыми и нечеткими краями. Утвердилось даже понятие “клиника пограничных состояний”. Ясперс находил, что у здоровых людей имеется в зачатке нечто схожее с психопатологическими симптомами; Ганнушкин утверждал, что употребление выражения “нормальная личность” содержит в себе противоречие, что понятия “личность”, “индивидуальность” предполагают отличие, неповторимость, в то время как понятия “середина”, “норма” есть нивелирование индивидуальных черт, сведение индивидуальности к среднестатистической единице. По его мнению, нет принципиальной разницы между нормальными и патологическими характерами или темпераментами, что разница между ними не качественная, а количественная. Более того, он утверждал, что изучение характеров должно вестись при совместной работе психологов и психиатров, и что учение о характерах должно быть предметом науки, находящейся на рубеже между психологией и психиатрией.

“В истории общественной жизни, в истории государств, в истории науки, искусства, литературы - пишет Ганнушкин, - пограничные типы сыграли громадную роль, и участие врача-психиатра в оценке этих социальных явлений, в учете этой общественной миссии полунормальных людей необходимо, необходима общая совместная работа врача-натуралиста и историка-социолога. Подобного рода участие психиатров в освещении и объяснении социальных явлений представляется делом крайне сложным и кропотливым, и я самым настойчивым образом хотел бы предостеречь против всяких поспешных выводов в этом направлении, против наклеивания каких-либо психиатрических ярлыков на то или другое явление, — будь то картина художника, произведение литературы или какой другой акт из области индивидуальной или коллективной психологии.. ... Я назову таких крупных психиатров, как Пельман, Бирнбаум, Кречмер, Странский которые выступают с новыми попытками ввести психиатрический критерий для объяснения деятельности ряда крупных мыслителей и политиков и для объяснения целых эпох”.1

Из перечисленных Ганнушкиным психиатров следует упомянуть отдельно Э.Кречмера, который обратил внимание на тот факт, что среди больных шизофренией преобладают люди с астеническим строением тела, а среди больных маниакально-депрессивным психозом - пикники. Обобщив собственный клинический опыт, Кречмер выделил два конституциональных типа: лептосомный (астенический) и пикнический, к которым он добавил впоследствии атлетический и диспластический типы.

Каждому типу строения тела (конституциональному ) соответствует тип темперамента: пикническому - циклотимический, а лептосомному - шизотимический. Это не означает, что у шизотимиков и циклотимиков имеются болезненные проявления соответствующих психозов. Наоборот, назвав свои типы шизотимическим и циклотимическим, Кречмер хотел этим подчеркнуть, что и у здоровых людей можно наблюдать слабые проявления тех симптомов, которые у больных проявляются в полной мере.

Представление об особенностях темпераментов в области специальных дарований (по Кречмеру) дает следующая таблица:

 

Циклотимики

Шизотимики

Поэты

Реалисты,

юмористы

Патетики, романтики,

художники формы

Исследователи

Наглядно описывающие

эмпирики

Люди точной логики,

системы, метафизики

Вожди

Смелые борцы, ловкие

организаторы, умелые

посредники

Чистые идеалисты,

деспоты и фанатики,

люди холодного расчета

В заключение следует уделить несколько слов объяснению того, почему мы не осуществили репринтное издание “Архива”? Против репринтного издания имелось несколько веских аргументов. Полиграфия (набор и техническая редакция выпусков “Архива”) не удовлетворяет требованиям современного издания. В тексте много опечаток, но не во всех выпусках есть их списки. В тех же выпусках, где они имеются, они столь велики, что занимают по странице и более. Набор изданий осуществлен неудовлетворительно: часты пропуски букв, некоторые буквы и целые слова перевернуты, встречаются буквы из других шрифтов. Текст нового издания приведен в соответствие с современной орфографией и пунктуацией (например “душевнобольной”, вместо “душевно-больной”, “обычного” вместо “обычнаго”). Кроме того, для сведения читателей в конце книги дан (в алфавитном порядке) список лиц, упоминаемых в тексте и сведения о которых удалось найти в справочниках и словарях как эпохи 20-х годов, так и современных. Имена некоторых лиц даются в современном общепринятом написании ( например Ницше вместо Ниче, Адзельо вместо Д`Азелио, Кьеркегор вместо Киркегор и т.д.).

А теперь, после столь затянувшегося предисловия вы сами можете ознакомиться с содержанием выпуска и составить собственное о нем представление.

А.П.Кормушкин

 

 

 
Эра Человека Развитого
Система МИР
Ваш ребенок - Человек Развитый!
1-2 мес. -Смотрунок
Трогунок
Пластунок
Ползунок
Ходунок
Начальник
Основатель
Развиватель
Бакалавр
Магистр
Оптимальное образование:
Микрошкола
Минишкола
Детские ясли/сады "МИР ребенка"
Школы "МИР детей"
 
 

Эра Человека Развитого

Система МИР
Ваш ребенок - Человек Развитый!
1-2 мес. -Смотрунок
Трогунок
Пластунок
Ползунок
Ходунок
Начальник
Основатель
Развиватель
Бакалавр
Магистр
Оптимальное образование:
Микрошкола
Минишкола
Детские ясли/сады "МИР ребенка"
Школы "МИР детей"
Диссертация - к 18 годам

Геном ребенка

Детский сад,  школа МИР  в ТСЖ

Home Up МИР маленького гения
Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:
vivgor@mail.ru    - это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999, 2009, 2012.
АОСЭР, Программа: "Каждой семье - одарённых и талантливых детей", г. Москва, 8-(495)-634-01-06

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz