The website "rebenokh1.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Тюленев против Зайцева
ГЛАВНАЯ
Настоящее
раннее развитие ребёнка по системе МИР

Основные РАЗДЕЛЫ:

Результаты
развития детей 1988 - 2017
Статистика
достижений
раннего развития
Вопросы и ответы:
- родителей
- педагогов
-
руководителей
Консультации
по системе
МИР ребенка
Регистрация
 
Занятия для родителей, нянь, воспитателей, педагогов, руководителей
Новости сайта
 

методики развития:

Обучение с зачатия
Обучение беременных
Обучение младенцев
Обучение с пеленок
Обучение чтению
Обучение языкам
Обучение математике

Обучение музыке

Здоровье и закаливание
Книги и пособия по системе МИРР:
Пособия, комплекты МИРР
Классы раннего развития
КАРТА САЙТА:
Проекты
Виды сервиса
Организации 
для творчества
Новое образование
Развитие и перспективы
Конкурсы
Пожелания
Ликбез и пособия
РК МИР-3
Welcome
Содержание сайта
ФОРУМ
ЧАТЫ

Тюленев против Зайцева

По материалам обсуждения по теме:  " Методика Зайцева - как частный случай системы МИР: замечательная совместимость и преемственность"

Проанализировав возникшие вопросы по материалам развернувшейся дискуссии по этим  методикам раннего развития, вот какие я обнаружил расхождения методик Тюленева, Зайцева, Домана и Монтессори.
Так, случайно начав заниматься по методике Зайцева, можно с успехом продолжить занятия по другим интегрированным программам и курсам в системе МИР. 
Те родители, кто не смог или не захотел обучить ребенка читать, считать ... - раньше, чем ходить, вполне могут использовать элементы методики Зайцева для обучения составления слов из складов. Но затем нужно вернуться к методике Тюленева, то есть перейти к компьютеру или пишущей машинке, которые применяются в системе МИР для развития с возраста ребенка в один год. 

Какие различия или расхождения имеются у "системы МИР Тюленева", с методиками Зайцева, Домана и Монтессори?

Прежде всего, бросается в глаза следующее.

1. Американский врач и воспитатель Гленн Доман против букв, значит, против Тюленева, который рекомендует начинать именно с букв и звуков.

По-Доману: запоминаются и заучиваются целые слова, потом запоминаются предложения. Он ссылается, что в педагогике существует закон: нужно идти от конкретного к абстрактному.

Тюленев же напротив, утверждает, что для младенца нет ничего конкретнее, чем буква, которую можно не только увидеть и узнавать,  пощупать, помять в руках, попробовать на зуб"... Для этого в качестве пособия используется специальная азбука "УРАМИР" (Универсальная развивающая азбука).
Тюленев указывает хотя бы на то, что младенец узнает лицо матери - неужели вы будете утверждать, что буква, скажем, "О", которая является образом звука "о" - сложнее лица, образа мамы или папы? Тут мы имеем дело с явной ошибкой подхода Гленна Домана, а он эту ошибку перенял у традиционной педагогики и у Марии Монтессори, в том числе.

2. Тюленев начинает с букв и звуков.

Методика Тюленева "Читать - раньше, чем ходить" реализована на практике еще в 1988  году. Обучение чтению начинается с самого рождения. Поэтому в возрасте год - два ребенок уже читает.

Методика же Зайцева поначалу разрабатывалась для первых классов "спецшколы" проблемных детей. Затем она стала применяться для старших групп детских садов, и к 1991 году уже предлагалась для детей 3-4-х лет.

После публикаций Тюленева "Читать - раньше, чем ходить", в 1995 - 1998 годах, начиная примерно с 1999 -  2000 года отдельные консультанты (Данилова) начали пытаться применять и рекомендовать методику и кубики Зайцева  в 2 года, и даже некоторые элементы, собственно, показ кубиков с полутора лет.

3. Зайцев также, как и Доман, выступает против букв, и начинает со слогов, значит тоже против Тюленева.

Он предлагает использовать кубики, на которых сразу изображены слоги русского языка.

4. Тюленев тоже использует кубики, но, поначалу только с буквами, начиная до года, но в ограниченном объеме. Просто, во многих случаях кубики оказываются ненужными он сразу переходит к пишущей машинке, а Зайцев использует кубики со слогами, или "складами" с 3 - 4 лет.  

5. Зайцев делит кубики на железные, деревянные и т.п., тогда как Тюленев считает, что это деление не обязательно и вообще обходится без кубиков, так как малыши по его методике примерно в возрасте года - полутора уже должны (или могут) печатать слоги и слова на пишущих машинках или на компьютере. Это  было показано еще в 1988 - 1991 году и приведено в печатных и видеодокументах на некоторых сайтах

Путаница часто происходит от того, что родители начинают обучать ребенка в разном возрасте. Тюленев для детей  старше двух - трех лет тоже рекомендует использовать кубики с буквами и слогами, поскольку малыши такого возраста уже умеют свободно манипулдировать, играть с ними. Но после освоения чтения слов и составления из кубиков, нужно продолжать заниматься по системе Тюленева, которая, кроме чтения,  охватывает еще несколько направлений: "Журналист", "Ломоносов". "Предприниматель", "Математик" и другие.

Можно оставить в стороне методику Домана, как совершенно малоприемлемую, и обратить внимание на расхождения и общие элементы в двух других, более эффективных для разных возрастов ребенка, методиках Зайцева и Тюленева.

Теперь рассмотрим более подробно различия в форме, содержании и возрасте обучения детей по этим методикам. 

Что общего в методиках Зайцева и Тюленева?

1. Освоение букв - есть у Тюленева как специальный большой раздел, но нет у Зайцева.
Коротко уточняю: для освоения ребенком букв Тюленевым в качестве пособия для детей от 0 до 8 лет разработана специальная азбука, "УРАМИР" называется, а также программа "Мощный интеллект - ребенку", от 0 до 3 лет. Эта программа, кстати сказать, перекрывает возможности всего курса Монтессори. На чем основано это заключение? Так, согласно приведенным Тюленевым результатам за 1990 - 2002 годы, к трем годам, когда Мария Монтессори только рекомендовала начинать заниматься с детьми, по системе Тюленева дети овладевают курсом начальной школы до 2 - 3 класса.

Конечно, если этот этап пройден, то со слогами заниматься проще. Но если этот этап освоения букв пропущен - то нужно более внимательно отнестись к этапу освоения слогов.  

2. Освоение слогов (складов) есть у обеих методик Тюленева и Зайцева, это -  обязательный этап обучения чтению. Но сроки, методы и пособия  авторами предлагаются разные:
- у Зайцева, по результатам (1992) - в  4 года,
- у Тюленева, по результатам 1988-1995 г. - до исполнения 1 года, в 8 - 14 месяцев.

В какой форме предлагают Тюленев и Зайцев пособия для освоения слогов?

- В своей методике Зайцев предлагает слоги в виде кубиков и таблиц.

- В системе Тюленева слоги изучаются в первую очередь на  карточках, затем, при помощи пишущей машинки или компьютера, если они имеются и, далее, в виде таблиц и только в последнюю очередь на кубиках. Почему? Потому что речь идет о младенцах до года, когда самое сложное из перечисленного - это кубик с разнообразными гранями.

Какие методы предлагают эти авторы для освоения слогов:

- Зайцев предлагает для освоения слогов слушать, манипулировать и петь.

- Тюленев предлагает для освоения слогов целую систему игр и занятий, включающую в качестве частного случая способы Зайцева, и которые называются игрозанятиями. Эти игрозанятия охватывают все виды деятельности, которые к данному возрасту должен или может освоить ребенок. Какие это игрозанятия?
Вот неполный перечень "ролевых" игрозанятий: "слогосмотр", "слоготрогатель", "слогопоказыватель", "слогосоставитель", "слогонос" или "слогоноситель", "слогопевец" и другие. Кроме того, П.В. Тюленев особенно обращает внимание на игрозанятие "слогопечататель", потому что, начиная с 1988 года, для ребенка уже в возрасте примерно один год, он рекомендует использовать в качестве пособия электрическую пишущую машинку в соответствии со специальной методикой воспитания культуры печатания: "Печатать - раньше, чем ходить". Кроме этого, также рекомендуется приучать набирать и печатать слоги при помощи компьютера и принтера. Здесь выделяются два ролевых игрозанятия: "слогонабиратель" - имеется в виду, "набирать на компьютере", и "слогопринтер"   - распечатывать слоги на принтере.
Все эти названия ролей отражают ту деятельность ребенка, которая в данный момент актуальна или возможна для соответствующего возраста. Например, "смотрунок" может только смотреть на слоги, потому что ни трогать и носить слоги еще не может. Уровень развития ребенка соответствует классу, или, точнее - "мирклассу" раннего развития, которые вводятся в соответствии с теорией "ведущей интеллектообразующей деятельности". Ребенок, начавший сидеть, переходит в класс "сидунка", а тот малыш, который начал ходить - переводится в класс "ходунка", со всеми вытекающими последствиями и новыми  возможностями. Имеется, например, даже игрозанятие "слогопек", когда мама и ребенок во время приготовления пищи пекут слоги, сделанные из теста. Один из предлагаемых вариантов: можно испечь слоги в виде печенья. Разумеется, ребенок - "слогопёк" получает возможность попробовать испеченные слоги на вкус. Полный перечень игрозанятий по обучению чтению слогов и составлению из них слов по системе  Тюленева имеется в РК МИР-2.

Попевки Тюленева и Зайцева

3. В обеих методиках, Тюленева и Зайцева, для освоения слогов ребенком слоги рекомендуется петь. У Тюленева пение слогов начинается родителями ребенка до года с "развивающих колыбельных" сразу  после пения букв, а ребенок поет в игрозанятии "слогопевец" уже после исполнения одного года.  
Но сроки попевок предлагаются разные:
- Зайцев в начале 90-х годов предложил петь слоги уже с детсадовскими детишками в 3 - 4 года, используя кубики с изображенными на них сочетаниями букв: "БА", "БЕ", "БИ" и так далее. Кроме этого используются таблицы слогов - складов.
- Тюленев рекомендует петь слоги в возрасте ребенка еще до года, но после букв.
Причем, по Тюленеву, можно петь слоги не только по кубикам и по таблицам, но и по карточкам слогов, так называемым "мирслогам". Понятно, почему: миркарточки слогов доступны для младенцев, детей до 1 года, тогда как кубики для них - очень сложный объект. Но самое важное и интересное для родителей: к 1990 году Тюленев установил, что можно ограничиться только наиболее распространенными слогами, не используя все мыслимые варианты слогов, или складов - буквосочетаний. Это уменьшает число слогов, необходимых для заучивания ребенком в несколько раз - на порядок.

Таким образом, благодаря значительно большей простоте, система обучения "буквы-слоги-слова-предложения" по Тюленеву позволяет научить ребенка читать - раньше, чем ходить.

По данным Тюленева, опубликованным в 1995 году, число наиболее употребительных слогов для разных детей составляет от 30 до 50 - "критическая масса слогов". После освоения такого количества слогов ребенок начинает выделять новые слоги самостоятельно. Родители могут петь слоги, например, в виде колыбельных начиная в 8 - 12 месяцев, когда ребенок уже в состоянии складывать простые пирамидки, башни из кубиков, а значит, как установлено Тюленевым, и простые слоги из букв.

В обеих методиках рекомендуется использовать таблицы слогов. 

3. Тюленев оказался против обеих методик, против Домана и Зайцева, потому что начал обучать чтению с букв: он рекомендовал разные способы  заучивать и запоминать буквы и простые звуки в первые месяцы жизни.

Теперь посмотрим по срокам.
Доман против Тюленева: в своих книгах он утверждает, что буквам ребенок может научиться только к школе, то есть к 6 – 7 годам.

Зайцев тоже против ранних сроков: его кубики и попевки были разработаны для детей, старше 3-х лет. 

После знакомства с работами Тюленева, в 2001 году Е. Данилова пишет, что заниматься с кубиками Зайцева можно начинать и с двух лет.  

По-Тюленеву буквы начинают показывать с 3-х месяцев, или с 6 - 8 месяцев, или в годовалом возрасте. Везде получаются разные модификации методики Тюленева, так как ведущая деятельность - разная.  Затем из букв ребенка учат складывать слоги и, только затем, из слогов - складываются слова.

Тюленев утверждает, что ребенок в состоянии складывать слоги и слова из букв тогда же, когда начинает складывать пирамидку, а это - около года. Читать новые слова по буквам, складывая их в уме он может еще раньше - даже в 6 месяцев, ссылаясь при этом на положительный опыт обратившейся к нему семьи Ермоленко из Челябинска.  

При этом по "системе МИР", малыши складывают слоги и слова разными способами. Какими?

Для того чтобы складывать слоги и слова Тюленев рекомендует (с 1992 года) использовать четыре пособия, в порядке упрощения: Магнитная "Азбука", специальная азбука или пишущая машинка и компьютер. 

Интересно, что у Тюленева, получается почти все - наоборот, противоречит нормальным представлениям! 

Почему, например, магнитная азбука сложнее ... компьютера?! Тюленев объясняет так: потому что ребенку нужно не меньше двух месяцев, чтобы научиться правильно брать в руки буквы, поворачивать, чтобы распознавать их, смотреть не вверх ногами и не набок, а так, как нужно...

На компьютере или на пишущей машинке  все просто: буквы всегда располагаются правильно, так же, как они должны быть в тексте.

Тюленев против кубиков для обучения чтению в раннем возрасте, до 1 - 2 лет: для самостоятельных операций ребенку не подходят, потому что они содержат больше информации, чем нужно и ребенок отвлекается.

Итак, получается, если хотите научить читать - раньше, чем ходить  - то заниматься нужно по Тюленеву. В общем, откладывайте кубики, и покупайте компьютер или пишущую машинку.

1. Тюленев поет "развивающие песни" не в два - четыре года, как Зайцев, а с двух - четырех месяцев. Причем, развивающие песни - колыбельные, начинаются опять таки, с букв, а не со слогов, как у Зайцева.

2. Затем, после пения букв у Тюленева поются слоги, то есть развивается фонетика - фонетические образы", после этого - поются слова. Но все это - еще задолго до того возраста, как рекомендуется у Зайцева. 

 Роман Горенский, Москва

Против всех

 


Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:
vivgor@mail.ru    - это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999 - 2017.
АОСЭР, Программа: "Каждой семье - одарённых и талантливых детей", г. Москва, 8-(495)-634-01-06

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Rambler's Top100